Советова Майя Ивановна

Патронажная служба опекает Майю Ивановну с  ноября 2016 года. Историю ее жизни нельзя не назвать удивительной.  Второе имя Майи Ивановны – Сяо-Мей, что  в переводе с китайского означает «утренний цветок». Такое имя дали родители первому  ребенку, рожденному в семье папы-китайца и  мамы – русской женщины Зинаиды. Папа приехал в Советский  Союз сразу после Октябрьской Революции в составе китайской делегации: было интересно посмотреть, какова же на самом деле «Страна Советов». Участники делегации задержались в Советском Союзе, а во время их поездки случилась Китайская Революция. Отцу Майи Ивановны нельзя было возвращаться в Китай, поскольку он был сыном министра китайского императора, и он принял советское гражданство, получив новое имя – Иван Иванович Советов. Иван Иванович был очень образованным человеком. Он родился в 1898 году, получил  юридическое образование в Китае, учился во Франции, знал шесть языков и даже участвовал при встрече Сталина и Мао Цзэдуна (был синхронным  переводчиком). Иван Иванович работал в институте восточных языков, преподавал в МГИМО, работал в МИДе  вместе с Андреем Андреевичем Громыко (министром иностранных дел), стал автором китайско-русского словаря, за что получил государственную премию.

Мать Майи Ивановны – Зинаида – из древнего рода Головиных. Ееё родители были актерами в Малом театре. Когда Зинаида была маленькой (это было еще до революции), родители девочки поехали на гастроли во Францию,  поместив ее в приют. Из приюта ребенка забрала простая крестьянская женщина Василиса, у которой она и жила до окончания школы. Затем Зинаида поехала в Москву, поступила работать на фабрику, жила в общежитии, где и познакомилась с Иваном Ивановичем. Через год они поженились, сначала они снимали квартиру, потом получили комнату рядом с метро Китай-город.

Майя Ивановна мечтала стать актрисой, но отец был против, считая актерскую профессию профессией легкомысленных людей.  Благодаря  художественным способностям Майя Ивановна поступила в театрально-художественное училище по специальности художник-бутафор  (оформитель сцены). Проработав  несколько лет в  Московском Областном театре, она по совету отца (Иван Иванович видел свою дочь преподавателем) поступила на художественно-графический факультет  педагогического института. После окончания института Майя Ивановна стала работать в школе преподавателем черчения и рисования. У девушки открылся большой талант не только преподавателя, но и хорошего организатора: к  каждому ребенку она могла найти свой подход. В школе Майя Ивановна организовала художественный кружок, в который могла привлечь даже самых отъявленных хулиганов. Некоторые  дети после окончания школы поступали в художественное училище и институт.

Еще при поступлении в институт Майя Ивановна близко подружилась со своей однокурсницей –  Тимофеевой Ниной Михайловной.  Майя в те годы уже самостоятельно жила в отдельной комнате, а Нина только приехала из Псковской области. С общежитием у Нины ничего не получалось, несколько ночей девушка ночевала на вокзале, пока ее не приютила к себе Майя. Так и началась их дружба длиною пятьдесят лет. Жизнь то соединяла, то разводила подруг. После окончания института они работали в разных местах, но любовь к живописи была у обеих на первом месте –  это и работа, и хобби. В дни отпуска и на выходные они вместе ездили на этюды, часто бывали на Псковщине  – на родине Нины. Когда студентки писали этюды в Псково-Печорском монастыре, к ним часто подходил отец Иоанн Крестьянкин, наблюдая за их работой.  На острове Залит Майя и Нина часто посещали отца Николая Гурьянова, который благословил их работать с  детьми. В тяжелые перестроечные годы Майя и Нина вместе организовали художественную студию на Волхонке при доме культуры Главмосстроя напротив Пушкинского музея, в которой обучались дети от четырех до семнадцати лет. Майя и Нина посвятили студии более пятнадцати лет, преподавали рисунок, историю искусств и Закон Божий.  Порой  они могли так увлечь детей, что те не хотели уходить домой. Спустя некоторое время Правительство Москвы передало здание дома культуры под галерею Ильи Глазунова, детская художественная студия кочевала по Москве, но потом ее пришлось закрыть. Тогда отец Николай Гурьянов благословил подруг заниматься иконописью. Они по-прежнему трудились вдвоем: Нина писала икону, а Майя золотила и покрывала лаком.

С возрастом здоровье Майи Ивановны стало ухудшаться, и тогда уже Нина Михайловна приютила у себя свою подругу и, несмотря на то, что сама страдала  бронхиальной астмой, стала за ней ухаживать. Осенью 2016 года Майя Ивановна оказалась в больнице с сердечным приступом, там неудачно упала и сломала бедро. После выписки Нина Михайловна продолжила ухаживать за подругой, но ее состояние не улучшалось, а от длительного пребывания в постели стали появляться пролежни. За помощью и рекомендациями Нина Михайловна обратилась к сестрам патронажной службы. Благодаря заботе и любви подруги, а также квалифицированному уходу сестер милосердия Майя Ивановна встала на ноги – теперь она делает несколько шагов с ходунками. Сестры милосердия приходят к подругам дважды в неделю, радуются общению, шуткам Майи Ивановны, каждый раз восхищаясь удивительным примером самоотверженной дружбы и христианской любви.